Мы уже знаем, что когда врачи не могут найти, что за болезнь нас атаковала, то, скорей всего, это проявление психосоматики. У взрослых непрожитые эмоции начинают «стучаться» через тело и показывают о наличии проблемы в виде соматических реакций. Дети же «подхватввают» состояния родителей и начинают болеть.
Все чаще педиатры направляют своих пациентов с энурезом, астмой, аллергией, анемией к психотерапевтам. Оказывается, большинство детских болезней — порождение психологических проблем.
Исследования доказали: даже в основе инфекционных напастей — кори, свинки, краснухи — лежат не вирусы, а чувства. Специалисты называют это переходом эмоциональных стрессов и блокировок в телесные расстройства. Отсюда и термин «психосоматика».
Болезнь как способ коммуникации
Любопытно, что 85 % детских хворей поражают глаза, нос, рот, уши, кожу. Органы чувств — это «речевой аппарат» несмышленыша, способного говорить с миром исключительно языком тела. Однако даже до мамы и папы не всегда доходят его «высказывания».
Это приводит к эмоциональному перевозбуждению и, как следствие, физическому заболеванию. Кожа покрывается сыпью, слизистые воспаляются, открывается рвота или понос. Так тело малыша сигналит о «провалах» в общении и пытается компенсировать недополученное.
Дефицитом внимания страдают не только младенцы. Каждый кризис роста человека сопровождается психосоматикой. Это свидетельствует об отсутствии адекватной ментальной связи между «отцами» и «детьми».
Гормоны и симптомы
Проживая и выражая сильные чувства, ребенок вскоре приходит в обычное состояние. Проблемы начинаются, когда появляются табу на проявление эмоций:
- повышенная в крови концентрация ацетилхолина, сопровождающая подавленное отвращение, вызывает воспалительные процессы;
- передозировка адреналина, возникающая при угнетении чувства страха, заявляет о себе физической болью;
- зашкаливающий уровень норадреналина — признак невыраженного возмущения — вызывает лихорадку, раздражение кожи, ломкость ногтей.
У каждой эмоции есть своя биохимическая база. Изменения в ней влекут за собой гормональные бури и увеличивают риски заболеваний.
Боязни и болезни
До 3 лет психосоматика ребенка — проекция страхов матери:
- диатез — реакция кожи на излишнюю тревожность;
- астма — результат перекармливания малыша;
- аллергия — следствие тепличного воспитания;
- кашель — проявление подавленного эго ребенка.
Для здоровья ребенка нужно «легкое дыхание», а не тяжелые страхи родителей. 90 % его желаний должно встречать родительское «да».
Основные пробоины в семейной системе
Можно выделить несколько детских проблем, связанных с ошибками родителей:
- Неумение управлять собственными чувствами. В большинстве семей запрещается проявлять негативные переживания. Нельзя кричать, ругаться, плакать, топать ногами. Так появляются подавленные эмоции. Следствием этого могут стать не только соматические патологии, но и психическое расстройство — алекситимия, когда человек не способен понять и выразить, что он чувствует.
- Укрепившаяся зависимость ребенка от родительской фигуры. Если до года эмоциональное слияние с матерью — нормальное явление, то с 3 лет должно происходить постепенное освобождение от родительского авторитета. Зависимость разрушает психику, порождает тревогу, безвольность, инфантильность, болезненное отношение к критике, фатальное переживание разлук.
- Недостаток одобрения и психологической опоры. Доказано, что часть врожденных аномалий связаны с родительским неприятием, которое ребенок чувствовал в материнской утробе. Вырастая в кругу эмоционально сухих людей, ребенок учится манипулировать ими, стремясь «выдавить» из них любовь любыми способами.
Советы родителям
- Научитесь понимать переживаемые ребенком эмоции и помогите ему их выразить словами. Говорите ребенку: «Я вижу, ты злишься/ боишься / огорчаешься / грустишь». Вместе с ним учитесь определять и свои эмоции.
- Следите за тем, какие чувства вы показываете или переживаете внутри. Ребенок безошибочно «считывает» ваше эмоциональное состояние и, как губка, впитывает его. Не обманывайте, и говорите, о том, что вы чувствуете вашему ребенку.
- Выражайте малышу моральную поддержку такими словами: «Я разделяю твой гнев / сочувствую твоей беде / понимаю, как тебе страшно». Не говорите ему «не бойся» — это будет блокировать страх. Бояться — нормально, главное при этом — быть осторожным, но не впадать в панику.
- Не запрещайте крохе выплескивать негатив. Но учите контролировать эмоции, не выливать злость на окружающих: не бить кота, не резать мамино платье, не ломать папин станок. Можно показать, что побоксировать с подушкой, нарисовать свою злость на бумаге или покричать в лесу – намного бесопаснее.
- Поощряйте независимость в ребенке, прививайте навыки самообслуживания. Хвалите, за то, что он уже сам может справляться.
- Не отказывайте малышу в признании и одобрении. Он должен быть уверен в вашей безусловной любви. Не говорите ему: «Не будешь слушаться, отдам тебя в детдом / выгоню из дома/ сдам дяде милиционеру».
- Внушайте наследнику, что у него масса «бонусов» здоровья: ничего не болит, есть еда, дом, родные, друзья, развлечения и, самое главное, говорите о том, что его любят.
- Не создавайте чаду во время его болезни «райские условия». Позаботьтесь о строгости постельного режима — без телевизора, гаджетов и прочих «пряников». Тогда ребенок не будет манипулировать вами с помощью своих явных и вымышленных недугов.
- Для быстрого восстановления заболевшего ребенка дневная норма выпиваемой им воды должна быть рассчитана из объема 40 мл на 1 кг массы тела. Это количество живительной влаги разбавит излишнюю концентрацию гормонов и приведет к скорейшему выздоровлению.
- Создайте оптимальные условия для ночного отдыха малыша: при качественном сне вырабатывается мелатонин, связанный с «гормоном счастья» — серотонином.
Главное, чему призваны научить родители, — любить. Эта наука даст возможность ребенку не только адаптироваться к миру, но и быть неуязвимым для болезней.